25 мая 2011 г.

"Помню, как горел город, где осталась мама"


 Автор: Валентина Глянцева
  Супруги Иван Андреевич и Людмила Ивановна Меркуловы - дети войны. Когда началась война Ване было десять лет, Людочке - семь лет. 

Война в их памяти - это голод, бомбежки, расстрелы и человеческая доброта, которая спасала жизни.

 
Когда началась война, Ване Меркулову было 10 лет. Осенью 1941 года их деревню Ждановку оккупировали немцы. Вывели на расстрел жителей Ждановки и соседней Хитровки. В последний момент фашисты приказ о расстреле отменили: дали указание народ отпустить, а хаты деревенские спалить. Так Иван с мамой стали жить в подвале. Иван Андреевич вспоминает, что житья не давали не столько фашисты, сколько полицаи, которые грабили селян и уводили скот. А однажды он сам чуть не погиб. «Раз я проколол шины немецким машинам, - рассказывает Иван Андреевич. Мальчишка, в хате которого стояли немцы, доложил об этом фашистскому офицеру. Тот хвать меня за шиворот и кричит остальным: «Шнелль нах хаус!» (быстро домой!)». Как только все разбежались, он наклонился ко мне и шепчет по-русски: «Беги быстро домой!» и отпустил. Был ли это советский разведчик в немецкой форме или кто-то другой, Иван Андреевич не знает. Только благодаря этой случайности он остался жив.
Голод, бомбежки, расстрелы партизан, коммунистов и военнопленных, бои за каждый клочок земли — все это довелось видеть Ване Меркулову. Осколком бомбы ему оторвало пальцы на правой руке. Ваня с приятелем собирали на поле прелую картошку, когда началась бомбежка. Он упал на землю, когда засвистели бомбы, по счастью, ни одна из них не оказалась смертельной, но руку все-таки зацепило. Бежал домой с одной мыслью: мать, наверное, убило. Но она успела спрятаться в подвале. Встретились, обнялись: слава Богу, живы! Этот момент Иван Андреевич до сих пор не может вспоминать без слез.
В 1943 году Курскую и Орловскую области освободили от фашистских захватчиков. Но впереди еще было множество трудностей: голод, разруха, тяжелая работа. Ваня работал прицепщиком: цеплял плуги к трактору. Работал от темна до темна. Однажды сменщик Ивана не вышел на работу, и ему пришлось работать трое суток подряд. За работу заслужил почетное звание труженика тыла.
 В старом альбоме Ивана и Людмилы Меркуловых - фотографии в основном послевоенного времени. Но есть и одна 1940 года — шестилетняя Людочка на ней счастливо улыбается — она еще не знает, что такое война. Фото Валентины Глянцевой.
«Я хорошо помню, как горел Орёл, где осталась мама, - начинает свой рассказ Людмила Ивановна. - Как меня обнимала тетка и шептала: «Людочка, сироточка, остались мы с тобой одни». Когда немцы оккупировали Орёл, семилетнюю Люду отвезли в деревню Капурино, за 20 километров от города, а мама Анна осталась в Орле. К счастью, она выжила. Людмила Ивановна вспоминает, как жителей Капурино и соседних деревень немцы хотели угнать на работы в Германию. Двухкилометровый обоз под фашистским конвоем гнали в Карачев, чтобы там распределить кого куда. К обозу телеги, где ехала Люда, прибилась одна женщина. Она шепнула селянам: «У меня лошадь слепая, привяжите мою к вашей, и я вас спасу». Так и сделали. И действительно, эта женщина, хорошо знавшая местность, показала овраг, куда можно свернуть, чтобы не заметили немцы, и переждать. Так несколько повозок отстали от обоза и повернули домой. Так людей миновала тяжелая участь пленников чужой земли. Семья Люды тоже не раз спасала человеческие жизни: они делили кров и еду с переселенцами из Подмосковья. Ели все, что только можно: прелую картошку, траву, речных моллюсков. Прятали от немцев беглого пленника молодого, красивого сибиряка. Он сказал, когда уходил: «Если выживу, я вас найду». Не нашел.
«Люда, Людочка! Просыпайся, победа! Мы победили!» - так разбудила Анна свою дочь незабываемым утром 9 мая 1945 года. Ощущение неизбывной радости захлестнуло народ, люди обнимались, целовались, пели песни. Радость Победы прошла, и стойкому советскому народу предстояло перенести голод и разруху. Все снесли. Все выдержали и заново отстроили страну. 70 лет назад отгремела война, но супруги Меркуловы до сих пор не могут без душевного замирания слушать военные песни и голос Левитана. «Это наш самый святой праздник, - говорит Людмила Ивановна. - Праздник всего народа, победившего фашизм».

Фото: В старом альбоме Ивана и Людмилы Меркуловых - фотографии в основном послевоенного времени. Но есть и одна 1940 года — шестилетняя Людочка на ней счастливо улыбается — она еще не знает, что такое война. Фото Валентины Глянцевой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий