26 апреля 2011 г.

Устанавливаются имена погибших защитников Ажово


Автор: Валентина Глянцева
В октябре 2010 года поисковый отряд «Рубеж» нашел в Ажово неучтенное воинское захоронение - три братских могилы. Сейчас идет установление фамилий погибших солдат, а сельские власти обещают  привести захоронения в порядок.
85-летняя уроженка Ажово Татьяна Никаноровна Родина показала поисковикам три братских захоронения на сельском кладбище. Татьяна Никаноровна рассказала, что в двух больших могилах находятся останки солдат, умерших от ран в медсанбате, приблизительно по 15 человек в каждой. Эти могилы обнесены оградкой. В третьей могиле, имеющей вид холмика, покоятся три пулеметчика, погибшие в марте 1943 года при освобождении Ажово.
Захоронения на сельском кладбище военным комиссариатом по Железногорску и Железногорскому району не учтены. Сами могилы не ухожены, таблички с именами отсутствуют. Командир отряда «Рубеж» Олег Петров в январе 2011 года направил обращение главе Железногорского района Александру Фролкову с просьбой дать указание о приведении воинских захоронений в Ажово в порядок и изготовлении надписей с фамилиями погибших, но ответа не последовало.
Василий Ильин, глава Разветьевского сельсовета, куда входит Ажово, сказал, что к 9 мая захоронения приведут в порядок: уберут, покрасят два памятника и оградку.
Василий Ильин говорит, что сведения старожилов противоречивы, и есть основания сомневаться, действительно ли захоронения на кладбище воинские. По словам Олега Петрова, «Рубеж» готов аккуратно вскрыть и проверить захоронения, если на то, будет соответствующее решение сельской администрации. «Мы не сомневаемся, что на сельском кладбище захоронены воины, умершие от ран в 443 медсанбате 354 стрелковой дивизии, находившемся в Ажово в марте 1943 года. Этому имеются и документальные подтверждения – похоронки с записью «похоронен на гражданском кладбище д.Ажово, могила № 1 (или 2)». Сейчас «Рубеж» уточняет список погибших воинов. К этому моменту установлена лишь половина фамилий бойцов, из трех десятков возможных. Работа осложняется тем, что документы медсанбата того времени сохранились не полностью. Это повлекло за собой длительную переписку с архивами различного уровня.

 «Красноармеец Раткин Николай Васильевич в бою за Социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество 9/III 43 г. был тяжело ранен в грудь и умер от ранения 10 марта 1943 года. Похоронен в д. Ажово Михайловского района Курской области на гражданском кладбище бр. могила № 1. Настоящее извещение является документов для возбуждение ходатайства о пенсии. Приказ НКО СССР № 138» - скупые официальные строки похоронки. А за ними боль и горе родных и близких. 
Возможно, останки красноармейца Раткина покоятся в земле Ажовского кладбища. Все, что свидетельствует о ратном подвиге одного из миллионов солдат - свободная страна. Все что, служит памятником ему — безымянная могила. 
Существует и учтенное захоронение защитников Ажово - у Разветьевской школы. «Я хорошо помню трупы солдат, которыми было усеяно поле, - рассказывает жительница Ажово Татьяна Кондрашова, детство которой пришлось на военное лихолетье. - Помню, как их везли на телегах, а потом кидали в могилы, кого обутого, кого разутого, кого в рубахе, а кого и без. Тогда на это не смотрели. Их похоронили в трех могилах рядом с тем местом, где теперь пруд. Две могилы после войны перенесли к школе, а одну сейчас залил пруд. А чтобы кого-то хоронили на ажовском кладбище не припомню». Пообщаться, с Татьяной Родиной, которая могла бы рассказать о захоронениях на сельском кладбище, не удалось.
В настоящее время на воинских кладбищах Железногорского района покоятся около четырех тысяч человек, из них поименно известно 2507 воинов. Имена еще полутора тысяч погибших защитников Родины остаются неизвестными.




Комментариев нет:

Отправить комментарий