16 февраля 2011 г.

16 февраля - день освобождения Железногорского района


Преодолевая снежные заносы, сильные морозы и непрерывные бомбёжки
16 февраля 1943 года советские войска освободили Михайловский (ныне Железногорский район) от немецко-фашистской оккупации. Освобождение района — в материалах музея-заповедника «Большой Дуб», в письмах ветеранов, ультиматуме гитлеровцев и цифрах потерь.


Фашисты расстреливали каждого десятого
17 месяцев, с октября 1941 года и по фев­раль 1943 года, михайловцы находились под гнетом гитлеровцев. Оккупировав район в октябре 1941 года, фа­шисты установили «новый порядок». Район переименовали в округ. Власть осуществля­лась через управу, во главе которой стоял бургомистр. Но население района не покорилось врагу. В окре­стных лесах расположились партизанские отряды, а впоследствии — I Курская партизанская бригада. В селах и деревушках дейст­вовали подпольщики. В мест­ных лесах создали партизанские от­ряды, а вскоре под­польный обком партии создал I Курскую партизанскую бригаду, в ко­торую вошел и Михайловский отряд.
Отряды и диверсионные группы уничтожали немецкие и по­лицейские гарнизоны, взрыва­ли железнодорожные составы, в воздух взлетали мо­сты и рельсы, рушилась те­леграфная и телефонная связь.
Взбешенные неудачами фашистские палачи стали вымещать злобу на мир­ном населении. Гитлеровцы сжигали населенные пунк­ты, а население расстре­ливали. Они дотла сожгли де­ревни Рясник, Холстинку, поселки Звезда, Большой Дуб, почти все дома в селах Ма­карово и Веретенино. 16 октября 1942 года в поселке Погорелое гитлеровцы согнали все население в общественные по­стройки и подожгли их. В огне погибли 47 че­ловек.
Фашистские оккупанты на­сильно угоняли людей в неволю и под страхом расстрелов заставляли муж­чин служить в полиции. Так, например, было и в селе Макарово. Когда на призыв идти в полицию никто не откликнулся, гитлеровский офицер предупредил, что если не будет же­лающих, то он расстреляет каждого десятого человека. Но и на угрозу никто не от­ветил. Тогда немцы стали стрелять — по­гибли шесть человек. Но пат­риоты по-прежнему молчали. Немцы расстреляли тогда каждого пятого – еще 12 человек. По-прежнему оставшиеся в живых молчали: они были верны своей матери-Отчизне. Видя безграничное упорство верных сынов Родины, взбе­сившиеся фашисты уничтожили остальных: 14 чело­век заживо сожгли, 19 расстреля­ли.
Всего за период немецкой оккупации в районе расстреляно и повешено 624 человека, в том числе 125 детей, изувечено 30 человек, угнано в неволю 104 человека. За 17 месяцев действия «но­вого порядка» гитлеровцы сожгли и разруши­ли 25 школ, 16 медпунктов, две электростанции, две машинно-тракторные стан­ции, уничтожили 14 мельниц, отобрали и уни­чтожили тысячи голов скота. Общий материальный ущерб, причиненный захватчиками району, определяется в сумме более 312 миллионов рублей (в советских ценах).

Шли только вперед, освобождая деревни и села
Но ничто не смогло сломить сопротивления советских людей. Продолжалась борьба в тылу. Севернее Курска войска 65-й армии под командованием генерал-лейтенанта Павла Батова громили фашистов и 16 февраля 1943 года освободили Михайловский район.
В музее-заповеднике «Большой Дуб» хранятся воспоминания Павла Батова. В них с особой любовью говорится о 37-й гвардейской дивизии. «Это она держала оборо­ну в районе тракторного завода в Сталинграде. Мы были счастливы иметь та­кое закаленное соедине­ние... Гвардейские полки этой дивизии освобожда­ли северную часть на­шего района в направлении Веретенино. Полки этой дивизии, преодолевая снежные заносы, сильные морозы, беспрерывные бомбежки, упорно продвигались в район Волково-Пасерково-Гремячье».
«132-я стрелковая ди­визия, в составе которой мне довелось воевать, отличилась в 1943 году в ходе Воронежско-Касторенской операции. Командовал этой дивизи­ей генерал-майор Тимофей Калинович Шкрылев, - говорится в воспоминаниях И.Клевцова, ветерана из Рышково. - Она ак­тивно содействовала осво­бождению Курска и области от немецко-фа­шистских захватчиков. Обеспечив 60-й армии взятие Курска, дивизия Шкрылева устремилась освобождать населенные пункты Фатежского, Ми­хайловского, Дмитриевского районов. Мы освободили Реут, Н.Жданово, Линец, Овсянниково, Колесниково, Троицкое, Старый Бузец, Басово, Шатохино, Фоминку, Рышково, Жидеевку, Михайловку, Таракановку, Клишино, Карманово, Воропаево, Погорельцево, Петраковку, Генеральшино, Растрыгино, Снижу, Першино, Куток. Зима была на ред­кость морозная и снеж­ная. Продвижение было трудным. Население помо­гало расчищать дорогу. С большим трудом пробирались мы от села к селу. Лед на Свапе по­стоянно разрушался от беспорядочных минных обстрелов врага. Михайловский военко­мат в дивизию направил большое по­полнение, которое мужало в бою и училось у вете­ранов военному мастерст­ву и мужеству».
Михайловка пока оста­валась под гнетом маро­деров. Гитлеровцам предъявили ультиматум. Это был ко­роткий и четкий доку­мент военного времени, он восстановлен почти дословно.
«Сл Михайловка, ко­менданту немецкого гарнизона.
Михайловка находится под ударами Красной армии с фронта, партизанских отрядов — с тыла. Вы окружены. Предъяв­ляем условия капитуля­ции:

1. Сохранить все мате­риальные ценности, осво­бодить арестованных.
2. Разоружить гарни­зон и вывести его под Красным флагом в д.Разветье к 8 часам утра 15 февраля 1943 го­да.
При соблюдении этих условий будет гарантиро­вана жизнь.
Командир Первой кур­ской партизанской брига­ды И.Панченко».

Ультиматум был от­правлен в Михайловку. Ночью 14 февраля немцы оставили районный центр и отсту­пили в Клишино. А 16 февраля в Михайловке была восстановлена советская власть.
Ветеран Николай Киров пишет: «С Брянского фронта 132-ю стрел­ковую дивизию пере­бросили в состав 60-й армии генерала Черняховского. Диви­зия в свое время отлично справилась с задачей освобождения Ельца, а затем Курска. С этого вре­мени она только на­ступала, шла вперед с боями, освобождая го­рода, села, в том числе и слободу Михайловку. Встре­чаясь с партизанами и жителями, мы поняли, что они пережили за долгие месяцы оккупа­ции. Вместе мы радо­вались победе».


Комментариев нет:

Отправить комментарий